пятница, 9 декабря 2011 г.

Ирина МЕТЛИЦКАЯ

МЕТЛИЦКАЯ  Ирина Юрьевна

 05.10.1961, Северодвинск - 05.06.1997, Москва

 Детство. Юность

 Ирина родилась 5 октября 1961 года в портовом Северодвинске. Личная жизнь мамы - тихой, работящей, неприметной женщины - не состоялась. Об отце Ира никому из подруг не рассказывала - по сути, она и сама мало о нем знала. Конечно, она не стеснялась своих родителей, но роль королевы - а с самых ранних лет окружающие попадали под чары грустноглазой девочки - не позволяла ей рассказывать полную правду. А потом, как все мечтательницы, придумала себя сама - благополучную, красивую, закрытую… И научилась соответствовать, выработав королевскую осанку и холодный надменный взгляд.

Ира росла целеустремленным и спокойным ребенком. В семье, обделенной женским счастьем, она понимала, что будущее рождается в детстве, а потому с жадностью и добросовестностью постигала школьную программу в физико-математической спецшколе. Ей прочили блестящее будущее, но в выпускном классе жизнь сделала ей первый подарок – однажды, а было это в 1978 году, в класс заглянул режиссер Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с печальными глазами, пригласил ее на съемки фильма "Расписание на послезавтра". Эта небольшая эпизодическая роль перевернула всю Ирину жизнь и даже, играючи поступив в минский университет на физический факультет, девушка не оставляла мечту стать актрисой, а потому через год, забрав документы, уехала в Москву, наивная, но упрямая.

В Щукинское училище Ирина поступила сразу - жизнь продолжала одаривать ее щедрыми дарами, любуясь на собственное творение, такое красивое и талантливое!..

     Ирина Метлицкая была умной, но вовсе не сложной натурой. У всех в компании из Щукинского училища были прозвища - Евгения Дворжецкого звали Дворжик и Нос, Елена Казаринова была соответственно Каза, а Иру величали Метлой. Но только за глаза - смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии.

 Стипендии не хватало ни на что, Ира питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, поддерживая придуманный благополучный образ, что это особая диета. Жить в общежитии она не могла: не по-королевски это - драить общую кухню и бегать в халатике и бигудях. И какое-то время прожила в квартире Елены Казариновой, там-то Ирина и оттаяла - никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине. Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни.
Тогда никто еще не знал, какое "расписание жизни" было предопределено Метлицкой судьбой, но все понимали, что эта талантливая молодая актриса должна стать звездой. Олег Павлович Табаков, увидев Иру в малюсенькой роли, был очарован: "Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил". Подобное ощутил каждый, кто хоть раз видел Иру на сцене.
Об Ирине откровенничают подруги: Мария Овчинникова, Елена Казаринова, Галина Петрова.

 Елена Казаринова, актриса и сокурсница: «Начнем с того, как она выглядела. То, что все мы знаем по кино, это совсем другой человек, даже чисто внешне. Она была высока, немножко полнолицей. Все мы были тогда маленькие и худые. А у нее полноватость такая, припухлость аппетитная. Всегда высоко ставила себе волосы – темные. Выразительные глаза, тонкие пальцы».

«Она всегда держалась очень обособленно. Я всегда завидую таким людям белой завистью – они ставят себе цель и к ней идут. Мне кажется, у Ирки была такая цель поставлена».

Напоследок, закатывая глаза, подруга рассказала о реакции по поводу романа сокурсницы: «Ой, Метла-то себе принца нашла!»

**

Марина Райкина - (надо понимать) устами Евгения Дворжецкого (в неопрятном Интернете нелегко сориентироваться):

«... Метлицкая Ира. Какое-то время я даже был влюблен в нее. Не я один. В училище на нее мужики западали. Когда Метла проходила, творилось нечто. Глаз останавливался сразу. Она даже кокетничала, но ни о какой доступности не могло быть и речи. Удивительно, что при своей красоте Метла была очень деловой. Она начала сниматься очень рано, но как-то так умела устроиться, что у нее никогда не было конфликтов с начальством, все сдавала вовремя. Она входила в кабинет ректора и получала любую подпись. При этом ничего специально такого она не делала: просто ей не могли отказать. Когда Ирка умерла, муж ее, Серега Газаров, стал просто черным. Любил ее фанатично.

 Театр Романа Виктюка
 Роман Виктюк пригласил Метлицкую сыграть набоковскую Лолиту. Будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, она сумела сыграть юную девушку - хрупкую, ломкую и в то же время ужасающе противную, девочку-смерть. Ирина изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время дала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была.

 Как театральная актриса она стала по-настоящему знаменитой после выхода спектакля «Мадам Баттерфляй". Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в этом спектакле, вспоминает, что видел тогда рождение звезды. Это происходило за его спиной, потому что его герой все время смотрел в зал. Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями он чувствовал выход Ирины на сцену. В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины и женщины - это был выход звезды. А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Создавалось впечатление, что ей все давалось легко, без усилий.

Семья

Сережа - это муж актрисы, актер и режиссер Сергей Газаров. Они познакомились с Ириной, когда она только-только пришла в театр, и четырнадцать лет прожили вместе, подарив жизнь двум замечательным сыновьям. "Первый день, когда я увидел Иру, мне очень запомнился, - вспоминает Сергей Газаров. - "Современник" поехал на гастроли в Минск, в поезде мне сообщили, что моей партнершей будет молоденькая, хорошенькая актриса из "Щуки". Я подумал: "Ну и пусть будет, коль хорошенькая". Приехали в Минск, устроились в гостинице. Я стою на балконе и вижу - девушка идет по улице. Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел. А потом мы начали репетировать вместе, и обнаружилось, что:Ирина для меня очень родной человек. Я сначала не понимал, как на нее реагировать. Красивых женщин много - но она была не просто "красивой женщиной", в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать, а так хочется, и потому желание быть рядом со временем только возрастает. Обескураженный, я даже у нее спросил: "Я, наверное, не первый человек, который от тебя обалдел, скажи, в чем твой секрет?". Она ответила: "Не надо в этом копаться, если ты узнаешь меня до конца, все очарование рухнет". Мы прожили четырнадцать лет в состоянии абсолютного счастья, а Ира так и осталась для меня тайной".

 Когда только рождался этот союз, Ира жила в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Большом Власьевском переулке. А, как известно, соседи редко с энтузиазмом относятся к поздне-вечерним визитам посторонних. И Сергею приходилось приходить в гости к Ирине: через окно. Однажды бдительные стражи порядка поймали пылкого влюбленного и доставили в милицию. А, потом, узнав всю правду, сами же и подсаживали его к заветному окошку.

 Об их браке говорила вся театральная и кинематографическая Москва, этот брак был красив! И гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия между ними. И продолжился он тем, чем и должен был продолжиться: сначала родился Никита, а спустя два года Петр. "Это было удивительно, никто даже не знал, что Ира беременна, -вспоминает Сергей, - В июле мы закрыли сезон в театре, ушли в отпуск, а вернулись в сентябре уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска. Коллеги шутливо спрашивали - в каком универсаме мы покупаем ребятишек". "Она как-то умела все делать легко, - делилась Лия Ахеджакова, - и рожала легко и кормила легко и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать. У нее было легкое дыхание..."

"Мы не жили роскошно, - возражает Сергей, - в юности приходилось экономить на всем, и большинство Ириных великолепных нарядов были сшиты и связаны ее собственными руками, даже костюм к свадьбе для меня она сшила сама. У нее были золотые руки, трудно вообразить, чего она не умела делать. Меня удивляло, откуда у нее столько сил и энергии".

Борьба со смертью

 А сил уже оставалось мало. Когда молодая, красивая, блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что уже подтвердился страшный диагноз... До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна - ее внезапная смерть удивила многих. Во время съемок в картине "Черная вуаль" Ирина была весела, без тени утомления делала дубли, и только потом коллеги по съемочной площадке поняли, что она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она не здорова". Ирина не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой.

 На внезапную худобу Метлицкой обратили внимание коллеги. "Ой, поделись диеткой", - подкалывали они, а Ира отводила глаза и через силу улыбалась. Актриса перенесла в то время уже две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж. Болезнь еще давала надежду выжить, но после вмешательства целительницы, которая, по слухам, сделала что-то не так, болезнь резко стала прогрессировать. Чуда, в свершении которого убеждала знахарка, не произошло – Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия…

 Ошибкой ли было приглашение знахарки или нет - теперь никто не ответит на этот вопрос. Но эту самую "бабу Катю", обещавшую поставить на ноги красивую и талантливую молодую актрису, прогнали с поминок…

Великие тоже совершают ошибки, видимо, в этот день у Господа Бога было неважное настроение, а иначе почему он отдал Смерти именно эту женщину? Ирина Метлицкая умерла 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия. Этот день запомнился проливным дождем - природа словно осознала свою непоправимую ошибку, то заходилась в рыданиях потоками ливня, то тихо всхлипнув отдаленным громом, обессилено моросила нудным безутешным дождем. А утром 6 июня светило солнце, начиналась новая жизнь, где остались двое маленьких сыновей, любящий муж и десятки несыгранных ролей. Она пришла в кино не в лучшее время, но сумела удержаться от пошлости и ширпотреба. Она должна была играть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого... Она могла стать : Анной Карениной, но не стала: просто не успела. Она, чувствительная и прозрачная, сыграла бы любые тончайшие движения женской души:Но этого не случилось... И теперь уже никогда не случится.

Может быть ее можно было вылечить, но тогда я не знал такого способа: И сейчас не знаю: Для меня день ее смерти стал точкой моей жизни. Меня часто спрашивают, как я это пережил. Я не пережил: это нельзя пережить, это горе живет во мне, меняет свою форму, проявление, но продолжает жить. Время не лечит, мне не стало легче: стало хуже. Но я пытаюсь бороться с этим ради сыновей. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда - у них впереди большая жизнь"


С. Газаров: Старшему, Никите, двадцать один год [род. 31/08/1987], и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.

 P.S.
Кто-то сказал про нее: "Уходящая натура..." Она ушла, оставив тех, кто ее знал и любил с чувством несправедливой утраты... и ощущением, что так и недопоняли ее до конца при жизни. Может быть, поэтому каждый пытается досочинить ее по-своему? Так какой же она все-таки была?...


                                                      

























                          

4 комментария: