понедельник, 14 ноября 2011 г.

Аристотель


 АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский
 384 – 322 до н. э. 
Аристотель родился в Стагаре, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до Р. X.
Отец его, Никомах, был придворным врачом при Аминте, царе Македонском; Никомах происходил из семейства, в котором врачебное искусство переходило из рода в род. Он пользовался большой славой как врач. Галлен упоминает об одном медицинском средстве, открытие которого приписывается отцу Аристотеля. Деятельность отца имела большое значение в жизни и деятельности Аристотеля. Стремление к наблюдению природы было у него в крови. Отец был его первым наставником и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Пятнадцати лет Аристотель лишился своих родителей, и заботы о нем принял на себя опекун его, Проксен. Проксен был родом из Атарнеи, в Мизии, но жил в Стагаре. Аристотель наследовал от отца своего значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были чрезвычайно дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие, таким образом Аристотель в юности своей привык много читать, а это в то время было большою редкостью. Из дальнейшей жизни Аристотеля видно, как глубоко он был привязан к Проксену: в благодарность за ею попечение он после смерти своего опекуна заботился о его вдове, усыновил сына его Никанора, любил мальчика, как родного, и впоследствии выдал за него дочь свою Пифиаду.


    Из того немногого, что нам известно о юности Аристотеля, он представляется нам юношей в высшей степени пылким, который в жизнь вошел «с неробким упованьем». Македонский двор, где провел он свое раннее детство, произвел на него большое влияние:
При жизни А. не был любим. Наружность его не отличалась привлекательностью. Он был малого роста, сухощав, близорук и картав; на губах его играла язвительная улыбка; он был холоден и насмешлив. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему не мало врагов. Нерасположение греков к А. преследовало его память и после его смерти, и его характер подвергся злостным нападкам и извращениям, главным поводом к которым послужили его отношения к Платону и его царственному питомцу, а также женитьба на племяннице Гермия. Но если от скудных и не всегда беспристрастных биографических сведений мы обратимся к сочинениям А., то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде, ясным понимаем действительности, со всеми ее реальными отношениями, неутомимым рвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем с изумительным даром систематизации и плодотворного распределения материала. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона. В нем греческая философия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи к трезвой рассудительности зрелого возраста.
Платон был всегда погружен Б глубокую меланхолию. Его большой, широкий лоб, от которого он далучил свое прозвище, был постоянно нахмурен. Мощжие шгечк его были опущены, 'точно под тяжестью дум,— это бывает иногда у мыслителей. Он улыбался редко и никогда не смеялся. «Грустен, как Платон».— это вошло в поговорку. И :в отношении нравственности поэтичный Платон :был нетерпим и суров. Из числа его новнх учеников Аристотель выделялся решительно всем, ие -исключая своей внешности. И зоркий взгляд великого учителя вскоре -.остановился та великом ученике. Внешность для грека имела громадное значение, потому что греки были великие художники. Грек свое отличие по сословию и происхождению выражал не в богатстве внешнего украшения, как это бывает на Востоке, но большей тщательностью яошения одежды и прежде всего известным поведением и умением держать себя с достоинством. Свободный образ жизни Аристотеля послужил основанием к различной взведенной на него клевете. Говорили, что он в кутежах спустил свое состояние и для приискания средств избрал себе ремесло дрогиста. В действительности же Аристотель, не терпевший стеснений, никогда не предавался излишествам; он знал медицину и в Афинах подавал медицинскую помощь, когда за ней к нему обращались. Но в то время каждый медик изготовлял и продавал лекарства своим больным, отсюда возникла нелепая басня.
   Аристотель провел в сообществе с Платоном семнадцать лет. Есть основание думать, что Платон любил своего гениального и непокорного ученика и не только передал ему все свои познания, но перелил в него всю свою душу. Между учителем и учеником образовалась самая тесная связь со всеми ее необходимыми последствиями — временными размолвками, горячим примирением и т. д.В Аторнее Аристотель женился на младшей сестре своего друга Рермия, Пифиаде; девушка осталась после смерти брата без защиты и без всяких средств к жизни. Аристотель принял в ней братское участие, а потом их сблизило общее горе.
   Гнев персидского царя был так велик, что Аристотелю пришлось спасать жизнь молодой девушки и свою собственную. Ксенократ же возвратился в Афины. Дружба с Ксенократом, безусловно, преданным учеником Платона, служит также доказательством добрых отношений между Платоном и Аристотелем. От Пифиады у Аристотеля была дочь, носившая то же имя.
   После смерти Пифиады Аристотель женился на красивой рабыне евоей, Герпилиде, у которой родился от него сын Никомах.Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как до этого с Сократом он, как можно предполагать, принял яд. Так кончилась жизнь Аристотеля. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.
  Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. 
Сочинения.
    Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э.
УЧЕНИЕ
 Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.
Афоризмы
... Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее ничтожно.
Честь
 ... Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.
Человек
 ... Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
Парадоксы
 ... Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.
Мораль,
 ... Страх определяют как ожидание зла.
Страх,
 ... Честь - это награда, присуждаемая за добродетель...

Честь
 Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.
Мораль, 

Быть смелым - значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.
Смелость

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.
Дружба

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.
Красота

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
Воспитание

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Жизнь

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.





Комментариев нет:

Отправить комментарий